СЕРОВА АРИНА / КОНКУРС ВОЖАТСКИХ ЭССЕ — 2020
Фраза «Один день из жизни вожатого», когда ты ночной вожатый, сама по себе очень противоречива. Ведь, когда ты ночной на смене, у тебя день это ночь, а ночь – день. Правила для тебя меняются. А еще говорят, что ночью, когда суматошный и волнительный день заканчивается, люди становятся более открытыми и, что ли, другими.
22:00. Отбой у младших отрядов, а это значит, что я выдвигаюсь в свой ночной обход по корпусам, где под присмотром уставших, но бдительных вожатых уже лежат по кроватям не менее уставшие дети.
![](https://mspo.msk.ru/wp-content/uploads/2020/10/F1-1024x760.jpg)
Малыши уже спят, зачастую этим ребятам даже не нужны вожатые, чтобы отойти ко сну, ведь после пережитых приключений днем, они и сами валятся с ног. Я потихоньку начинаю открыть двери и чутко прислушиваюсь. Шепот. Я аккуратно подхожу к комнате, аккуратно свечу фонариком, аккуратно ступаю, чтобы скрипящий пол не выдал моего присутствия раньше времени и вижу мальчика, который разговаривает со своим другом. Почему они не спят? Говорят, что хотят услышать сказку. Ну что же, не буду тянуть. Открываю телефон и ищу хорошие детские сказки. Начинаю читать, и мальчики затихли. Скоро там последняя строчка? Когда до нее добираюсь, сонные голоса из своих подушек говорят: «Спасибо Вам за сказку», и я отправляюсь дальше.
22:30. Отбой у старших.
![](https://mspo.msk.ru/wp-content/uploads/2020/10/F2-1024x759.jpg)
Тут все по-другому. Вместо мирного сопения и редких шепотков малышей меня встречает привычный балаган старших отрядов, даже в послеотбойные минуты. Первая комната — сидят в одежде. Вторая комната — столпились у ванны. Третья комната – о чудо, уже спят. И так почти во всех комнатах всех корпусов старших отрядов. Тут и начинается настоящая работа: пытаюсь успокоить неугомонных, прошу раздеваться и ложиться. Какой там! Пришла же ночная вожатая, она всегда получает вечернюю сводку новостей о прошедшем дне, о шумных мальчиках из соседней комнаты и о том, как некоторые ребята не будут спать всю ночь. Арсений и Егор из 3 отряда вместо отбоя очень заинтересованы разговорами на тему как вести себя в общении с девочками и меня привлекают к этим дебатам.
![](https://mspo.msk.ru/wp-content/uploads/2020/10/F3-1024x935.jpg)
Обещаю им, что завтра зайду пораньше, чтобы мы успели вдоволь наговориться. В этот раз доводы оказались недостаточно эффективными, тогда на ум приходит идея: «Ну что вы как малыши? Может вам и сказку еще прочитать?» На удивление здесь и в остальных комнатах, где я была, слышу уверенное «Да.» Начинаю на ходу сочинять что-то интересное. Я нахожусь под впечатлением от недавней сказки младшему отряду и хочу уже сама придумать интересную историю. Придумала. Дети вынуждены тратить последние силы, оставшиеся у них в конце насыщенного дня, чтобы сконцентрироваться на моем рассказе. Успокаиваются, становятся более чуткими и тихими. Этого то я и хотела. Всем понравилась сказка, меня попросили зайти еще.
Направляюсь в другой корпус, там все то же самое: смех, громкие разговоры, беготня из комнаты в комнату, эксперименты с водой (уже разлита на полу) и красками. «Ребята, давно пора спать!». Теперь я без задержки применяю полюбившийся мне инструмент. Сказка? С удовольствием! Следующий корпус – снова де жа вю. За спиной закрывается дверь последнего корпуса. «Фух, у меня отдых». Но часы напоминают, что остается лишь 30 минут до нового обхода.
00:00. Обход по несоверам: веду Ваню Кузьмина за руку в свою комнату. В этот раз обошлось без сказок.
![](https://mspo.msk.ru/wp-content/uploads/2020/10/F4-1024x486.jpg)
01:00. Вожатые младших отрядов вслед за малышами отправились на боковую по часам. Странно, но вожатых старших отрядов не пришлось отрывать от ночных посиделок, все разбрелись по комнатам и готовились ко сну. На обратном пути собираю записки с подписью «Ночному вожатому» и маленькие сюрпризы.
![](https://mspo.msk.ru/wp-content/uploads/2020/10/F5-486x1024.jpg)
На душе становится тепло от таких моментов, ведь когда ты ночной вожатый, то ценишь минуты общения с детьми особенного сильно.
2:45. Малышка упала с кровати. Сонная девочка даже не поняла, зачем я ее будила и помогала лечь на место. Обход в этом корпусе закончен, иду в следующий. Холодно. Я кутаюсь в куртку и иду быстрее. Свечу фонариком. Тихо. Никого нет. Деревья еле покачиваются, становится немного страшно. Вижу, кто-то стоит. Я прищуриваюсь, сердце сжимается. Воспаленный от страха мозг говорит мне: «Лунатик! Сейчас испугает! И будет на тебя идти!». Но зрение сразу становится идеальным, и я понимаю, что это всего лишь куст. Пронесло.
Так получилось, что мой путь проходил мимо флагштока. Почти спотыкаясь, я иду к первому корпусу, и тут в темноте я на что-то натыкаюсь. Я не успеваю крикнуть, сердце начинает колотить. Понимаю, что это Грей. А сзади идет охранник и говорит: «Фу, отстань, не нюхай девочку». Еле улыбаясь, я говорю: «Хороший песик, не ешь меня» и вбегаю в первый корпус. Фух, тут светло и безопасно.
5:40.
![](https://mspo.msk.ru/wp-content/uploads/2020/10/F6-486x1024.jpg)
В утренние обходы порой работать еще сложнее чем ночью, т.к. просыпаются ранние пташки и не всегда тихо лежат по кроватям. Слышу, как кто-то плачет. Я захожу в комнату, осторожно свечу фонариком и вижу плачущего мальчика:
— Что случилось?
— Мне страшно, приснился плохой сон, я хочу к маме.
— Смотри, уже так светло, нечего бояться, я рядом, а твои вожатые спят неподалеку, — говорю я, немного отодвигая шторы.
Мальчик, всхлипывая, кивает головой, начинает уже что-то сонное бормотать, переворачивается на бок.
Иду дальше — уже другой мальчик гуляет по корпусу в одежде. Спрашиваю, почему он не спит, на что ребенок отвечает, что ему скучно. Смотрю на часы — 6 утра. До подъема очень много времени.
Начинаю уговаривать лечь. В ответ слышу: «Нет» (ну ему же скучно). Ладно, думаю, спрошу, не хочет ли он послушать сказку. Ответ: «Нет». «Хм, странно» — думаю я (мальчик тем временем рассматривает отрядный уголок в холле). «Послушай, пойдем, я с тобой посижу, чтобы скучно не было». Получаю утвердительный ответ. Идем по коридору в его комнату, откуда тоже доносятся голоса, даже почти крики. Прошу быть потише, призывая к ответственности за отряд и напоминая, что эта комната в корпусе не одна. Укладываю «бродящего» мальчика и начинаю шепотом разговаривать с остальной комнатой. Понимаю, что пора идти дальше. Обещаю вернуться и беру обещание в ответ вести себя тихо.
Иду в корпус старшего отряда и слышу уже с первого этажа смех, который доносится со второго. Поднимаюсь, захожу в комнату и вижу такую картину: девочка лежит на свободной кровати в комнате мальчиков и смеется. Одного моего сонного и злого взгляда достаточно, чтобы она вскочила и убежала к себе. Не буду вдаваться в подробности назидательной речи, скажу только то, что и тут на следующую ночь я рассказываю сказку.
7:30. Заканчивается день ночного вожатого – начинается рабочий день всего лагеря. А я ложусь спать, чтобы набраться сил для нового дня и новых обходов.
![](https://mspo.msk.ru/wp-content/uploads/2020/10/F8-486x1024.jpg)