Как можно описать один день из жизни вожатого? Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие…шутка. Хотя некоторые люди, далёкие от темы лагеря и вожатства, считают именно так. Но что же тогда будет правдой? Можно пуститься в сравнения по типу «день вожатого похож на американские горки» или «день вожатого можно сравнить с палитрой красок и окрасить каждый момент дня в какой-нибудь цвет.

Лично для меня день из жизни вожатого – это маленькая жизнь, в которой есть место как рутине по типу измерения температуры, проведения зарядки, попыток построить отряд, так и отличающимся друг от друга мероприятиям. Но даже рутина (а умные люди называют её режимными моментами) каждый раз может обернуться чем-то неожиданным, ведь в ней задействованы не только вожатые, но и дети, которые точно не хотят уживаться с понятием «стабильность».

Например, начало дня. Подъём. Идёшь будить детей. С одной стороны, не ждёшь подвоха, но с другой готов ко всему. А это «всё» уже поджидает в первой же комнате, где почему-то спят пятеро детей вместо положенных четырёх, да один ещё и на полу. Все ведут себя как ни в чём не бывало, задают вопросы насчёт сегодняшнего дня, а на немой вопрос небрежно бросают, что их временному пятому соседу стало ночью скучно в своей комнате. День обещает быть интересным.

Потом все режимные моменты начинают просто проноситься мимо, сменяя один другой. Вот приседаешь на зарядке, а уже в следующее мгновенье садишься за стол на завтраке, предварительно разрешив несколько споров насчёт того, кому достанется горбушка на этот раз. Вообще завтраки (как и обеды, полдники, ужины) являются одним из любимых режимных моментов, и дело тут не только в любви поесть. На них время немного замедляет свой бег, есть возможность просто узнать последние сплетни из мира детей, послушать первоклассные анекдоты, проследить за научными экспериментами, да и просто поболтать о жизни, параллельно отвечая на поток вопросов, начиная «а что мы сегодня будем делать?» и заканчивая «а почему нам нельзя заказать пиццу?».

Но пауза закончилась, снова темп дня нарастает. Вот выходишь из толовой, ищешь с армией помощников ребёнка, у которого ещё не измерили температуру, и отправляешь детей просвещаться на учебные занятия, параллельно пару-тройку раз забежав в медкорпус. Казалось бы, все разошлись, тишина, нет дел, можно остановиться, вздохнуть, порефлексировать, но нет. Настало время примерять на себя роль дизайнера/хореографа/архитектора/режиссёра (подчеркнуть нужное, в зависимости от мероприятия), а также на практике применять все знания, полученные за годы учёбы на экономиста, в попытке понять, как на кружок кулинарии, на котором только 2 свободных места, записать почти всех детей из отряда, желающих пойти именно туда и никуда больше. Кстати, о кружках. Едва закончились занятия, пролетел обед, очередная термоохота и подготовка к грядущему мероприятию (или попытка подготовки), так настало их время. Наверное, ещё одна небольшая передышка в дне вожатого, хотя поначалу так не кажется, ведь нужно бегать от одного ребёнка к другому, смотреть, чтобы всё получалось, никто не расстраивался, не скучал и, конечно, не калечился. Особо пугает перспектива работать с детьми с других отрядов, ведь ты едва знаешь их имена и пока ещё связь не установлена. Но со временем эти занятия становятся чуть ли не одним из самых любимых моментов смены. Особенно если это модульное оригами. Особенно если одни и те же дети приходят из раза в раз, чтобы закончить собирать лебедя или просто чтобы пособирать сами модули. Особенно когда у них таки получается собрать то, что они хотели, или то, к чему их привела их творческая натура. И особенно когда ребёнок настолько преисполнился любовью к этому делу, что собирает фигурку тебя.

Но, конечно, на кружках ничего не заканчивается, а только начинается. Начинается самый волнительный, непредсказуемый, иногда непонятный и захватывающий промежуток дня – время вечерних мероприятий. Сложно выцепить что-то одно. Это может быть дефиле, шоу талантов или дискотека – эмоции всегда одни. В такие моменты дети начинают раскрываться для тебя с новой стороны. Кто-то внезапно оказывается очень собранным и заинтересованным в нужный момент, хотя до этого его приходилось очень долго мотивировать принять участие, кто-то переступает через свои страхи и волнение ради отряда. Но больше всего поражает и удивляет искренняя поддержка других, умение признать и сказать, что у кого-то другого получилось сделать что-то лучшее, чем у нас. И дети делают это без яда, зависти или возмущения, что редко можно встретить в мире взрослых. Но в любом случае, даже если что-то получается не всегда, ребята твоего отряда остаются для тебя лучшими, потому что ты понимаешь, сколько усилий и стараний было ими приложено.

Кульминация дня прошла, начинается развязка и финал. События сменяют друг друга медленнее. День отшумел и, ночью объятый, лагерь зовёт ко сну, как говорится. Дети радуются выданным телефонам, а вожатые радуются тридцати минутам тишины. После остаётся только пройтись по комнатам, поговорить со всеми о насущных делах, кому-то прочитать очередную главу «Маленького принца» и пожелать всем спокойной ночи, надеясь, что завра при подъёме никто не будет спать в чужой комнате. Конечно, впереди ещё ждут разговоры с напарниками, подготовка к очередному мероприятию и периодические проверки комнат, а также непонимание того, как этот день пролетел так быстро и грусть от осознания того, что до конца смены осталось ещё меньше времени, но это уже, скорее, эпилог прошедшего дня. Какой можно подвести итог? День вожатого – это взлёты и падения, это безграничная и искренняя любовь детей и к детям, это воспоминания, которые будут жить в сердце ещё долгое время и не потеряют своей ценности и красочности, это эмоции, которые ты можешь испытать только в лагере, и это ценный опыт, который можно будет применять даже за пределами лагерного мира. День вожатого – это то, что наконец-то появилось в моей жизни этим летом и то, чему я безмерно благодарна.